Фазлыева Рамиля Муллагалиевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Шарипово Кушнаренковского района Республики Башкортостан

Примерный годовой отчет воспитателя

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Шарипово им.М.Киреева

(Структурное подразделение Детский сад села Шарипово)

Муниципального района Кушнаренковский район

Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

Годовой отчёт  о проделанной работе

в старшей группе МБОУ СОШ с.Шарипово

за 2020-2021 учебный год

 

 

 

 Выполнил: воспитатель

Фазлыева Рамиля Муллагалиевна

 

 

 

 

2021 г.

 

Общая характеристика группы

В старшей группе работал 1 воспитатель и 1 помощник воспитателя. Списочный состав группы на конец года составил 21 детей, из них 3 девочки и 18 мальчиков. Возраст детей от 5 до 7 лет. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.

Осуществляли  и планировали воспитательно-образовательную работу в соответствие с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, составленной  на основе примерной  программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Образовательный процесс   строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей.

В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Работа группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы. В течение года соблюдены режим дня и санитарно-гигиенические требования  пребывания детей в  детском саду.

С детьми систематично проводилась организованная образовательная деятельность. При проведении организационной образовательной деятельности использовались как традиционные наблюдения, беседы, сравнение  так и нетрадиционные методы работы - пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. 

Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и художественной литературы.  Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.  В связи с этим воспитательно-образовательный процесс  в  группе опирается на новые педагогические технологии, инновационные методики с учётом индивидуально-психологических, физиологических особенностей каждого ребёнка и с использованием здоровье сберегающих технологий.

 Сравнительный анализ полученных в ходе ежегодного диагностического обследования результатов показал, что дети к концу года овладели определенными знаниями, умениями и навыками по основным образовательным областям:

«Социально-коммуникативное развитие»

В течении учебного года нами велась воспитательная и образовательная работа по социализации, развитию общения, нравственному и патриотическому воспитанию, развитию навыков самообслуживания, по развитию самостоятельности, развитию гигиенических навыков. Велась работа по формированию первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, воспитанию осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

«Познавательное развитие»

При проведении занятий по ФЭМП и в процессе повседневного общения с деть­ми намирешались следующие задачи:

-формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы;

-  развитие умения определять равенство или неравенство частей множества;

-развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности);

-совершенствование умения сравнивать предметы по величине;

-расширение представлений о геометрических фигурах;

-развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.

При проведении занятий по ФЦКМ и в процессе повседневного общения с деть­ми создавались условия для:

-ознакомления детей с окружающим социальным миром,

-расширения кругозора детей,

-формирования целостной картины мира.

-формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве,

-формирования представлений о социокультурных ценностях нашего народа,

-формирования элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира,

-ознакомления с природой и природными явлениями,

-развития умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями,

-формирования первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

-формирование элементарных экологических представлений.

«Речевое развитие»

Велась спланированная работа по развитию речи детей, по развитию навыков свободного общения с взрослыми и детьми, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;

развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм;

формированию словаря, воспитанию звуковой культуры речи.

«Художественно- эстетическое развитие»

Работая в данном направлении ставили перед собой и решали следующие задачи:

-Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

- Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

-  Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

-  Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества.

- Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.

-  Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

-  Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.

- Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

«Физическое развитие»

Для этого в детском саду были созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья детей:

 -соблюдение режима, так как он всегда остаётся основой полноценного физического развития детей;

- ежедневная утренняя гимнастика, позволяющая дать детям хороший заряд бодрости, положительных эмоций на весь день;

- здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, пальчиковые игрыи т.д.

-  подвижные игры, особенно на свежем воздухе с двигательными заданиями, что способствует укреплению здоровья детей;

В учебно-образовательной и повседневной игровой деятельности дети получили знания о труде людей, о сезонных изменениях в природе, об условиях необходимых для роста растений, о домашних и диких животных, птицах перелётных и зимующих. Проводилось много бесед о явлениях общественной жизни, о родной стране, о членах семьи и об их заботе друг о друге и о её значимости.

Дети умеют различать: в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар; правила проведения с незнакомыми людьми; правила дорожного движения и поведения на улице; сигналы светофора; специальный транспорт; правила поведения в общественном транспорте.

Все воспитанники группы любят инсценировать отрывки из знакомых сказок, используя фигурки настольного театра. Ещё не все ребята произносят чётко звуки, затрудняются в составлении рассказов из личного опыта и по картинке. Работа по этой теме будет продолжена.

Большинство детей заинтересованы  познавательно-исследовательской деятельностью по конструированию и математике. Они умеют группировать предметы по форме, цвету, величине и выделять один предмет из группы. Находить в окружении предметы одинаковой формы. Различать геометрические фигуры. Понимают слова: впереди,  сзади, вверху, внизу, над, под; ориентируются в пространстве, решают простейшие арифметические и логические задачи со счётом в пределах «10».

Усвоение программного материала вызывает затруднения у некоторых дошкольников. С этими детьми  продолжаем   решать  проблему в развитии познавательной   сферы,  используя  индивидуальную работу и дидактические игры.

В продуктивных видах деятельности проделана большая работа по воспитанию эмоциональной отзывчивости при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства. В своих работах дети используют различные цветовые гаммы для создания выразительных образов и замысловатых по содержанию сюжетов. Правильно пользуются карандашами, красками. Познакомились с декоративной росписью Гжельская, Дымковская и др. Дети научились лепить по представлению героев из сказок (медведь, лиса и зайчик). Научились лепить с натуры (овощи, фрукты, посуда, игрушки). А также лепить посуду из целого куска пластилина. Правда не все ребята без особого затруднения делят пластилин на куски, рассчитывая количество деталей предполагаемой поделки и её размер.  У детей усовершенствован навык работы с ножницами. Ребята-выпускники могут вырезать бумагу на короткие и длинные части, вырезать круги из квадратов, есть затруднения в этом направлении у некоторых детей (Насыров Т., Янгиров М., Искандаров Р., Гайфуллин Р.)

На протяжении года велась работа по ознакомлению с художественной литературой.  Воспитанники заинтересованно слушают сказки, рассказы, как при чтении, так и аудиозаписи в музыкальном сопровождении.  Дети познакомились со сказками, произведениями поэтов и писателей А.С.Пушкина, А.Толстого, А.Барто, К.Чуковского, Г.Тукая и др.

В группе обеспечены условия и проводится систематическая работа для нравственного воспитания детей. Дети учатся дружно играть и помогать друг другу при затруднениях, вежливо здороваются, прощаются, благодарят за помощь, осваивают знания и умения - адекватно ориентируются в доступном социальном окружении, используя навыки социального партнерства для личного гармоничного развития в социуме. Сложность в группе создаёт поведение гиперактивных и более застенчивых детей, мы постоянно проводим работу и в дальнейшем особое внимание будем уделять и учить детей жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами и соблюдать правила поведения в детском саду.

В течение года в группе регулярно проводилась воспитательно–образовательная и физкультурно-оздоровительная работа. Проводились закаливающие и профилактические мероприятия на прогулке и в группе, спортивные мероприятия и дни здоровья.  Ежедневно проводились утренние зарядки, прогулки с подвижными играми, бодрящая и дыхательная гимнастика,  физминутки. Вошло в привычку следить за своим внешним видом, мыть руки перед едой и после туалета, красиво и правильно принимать пищу, хотя есть исключения: но они стараются соответствовать уровню других ребят. Трудовое воспитание на конец учебного года находится на достаточно высоком уровне. В групповой комнате дети умеют поддерживать порядок, убирают свои игровые и рабочие места, дежурные знают и соблюдают свои обязанности. Предполагаемая причина данного явления - самостоятельность и заинтересованная активность детей.

В учебной зоне собран богатый материал по всем разделам программы. По развитию речи имеются красочные иллюстрации по темам «Времена года», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Рыбы», «Птицы», «Животные Севера», «Животные жарких стран», сборники стихов и рассказов, дидактические игры, сюжетные картины по обучению рассказыванию и т. д.

В нашей группе оснащена игровая деятельность.   Представлены сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Кухня». К концу учебного года дети научились играть в шашки и шахматы. У детей данной возрастной группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Я как воспитатель отдавала предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх. Часть из них организуется и используется как средство решения определенных задач. Есть различный строительный материал, развивающие мозаики и конструкторы, который дети часто используют как предметы-заместители.  

Оборудован музыкальный уголок, где в наличии музыкальные и шумовые инструменты, театральный уголок.

В группе в свободном доступе для детей имеются необходимые материалы для художественного творчества дошкольников (карандаши, краски, кисти, пластилин, доски для лепки, стеки, ножницы, иллюстративный материал и т.д.). Детские творческие работы выставляются на «Наше творчество».

      Для формирования у детей элементарных математических представлений   имеется материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине и форме предметов, цифры, часы, и развивающие игры. У многих детей, в основном это у будущих первоклассников, наблюдается интерес к занятиям математикой и логикой (Юскеева И., Гарипов Г., Фазлыев Д., Латыпов И.,Исламов А.)

Для речевого развития дошкольников есть книжный уголок в соответствии с возрастом детей, подборка тематических иллюстраций. Предметно-развивающая среда нашей группы укомплектована в соответствии с современными требованиями. 

Краткая характеристика мероприятий с детьми в течение года

В течение года в группе были проведены мероприятия, с детьми, которые подготовили  совместно с музыкальным руководителем и  инструктором по физическому воспитанию. В период сентября по май дети старшей группы с большим интересом принимали участия в тематических праздниках: Праздник осени,  День Матери, Новогодний праздник, Масленица, Международный женский день, День Защитников Отечества,  День Победы, Выпускной бал, День здоровья. Участие в проектной деятельности «Зимующие птицы моего края», «Кормушки нашим друзьям», «Я помогаю дома» позволили активизировать работу не только детей, но и родительской общественности.

 

Достижения детей

 

ФИ ребенка

Достижение

 

1

Гарипов Галимхан

II Всероссийский конкурс «Все профессии важны» для дошкольников, диплом победителя;

I Всероссийский интеллектуальный турнир «Умничка», диплом победителя;

Всероссийский конкурс «По страницам А.Барто», диплом призера;

Всероссийский конкурс фотографий «Мой питомец», диплом победителя;

V Международный чемпионат по окружающему миру «Подсолнухи-5», диплом призера.

2

Фазлыев Данияр

V Международный чемпионат по окружающему миру «Подсолнухи-5», диплом призера;

Республиканский конкурс рисунков «Эколята на защите природы»;

Республиканский конкурс «Подарок деду морозу», сертификат участника;

VII  Международный блицтурнир по литературному чтению «Жар птица», призер;

Всероссийский детский конкурс декоративно-прикладного творчества «Город мастеров», диплом победителя;
Всероссийский конкурс фотографий «Зимние забавы», диплом победителя;

Всероссийский конкурс фотографий «Мой питомец», диплом победителя;

Всемирная олимпиада «День победы», диплом победителя.

3

Юскеева Инесса

V Международный чемпионат по окружающему миру «Подсолнухи-5», сертификат участника;

Всероссийский конкурс фотографий «Мой питомец», диплом победителя;

Всероссийский конкурс «По страницам А.Барто», диплом призера;

Всероссийский конкурс «Решаю сам» (математика и логика), диплом победителя;

Всероссийский конкурс «Именины Домового», диплом победителя;

Всероссийский конкурс «Защитник мой, горжусь тобой!», диплом призера;

Всемирная олимпиада «День победы», диплом победителя;

Всероссийский конкурс фотографий «Мой питомец», диплом победителя;

Республиканский конкурс рисунков «Эколята на защите природы», участник;

Муниципальный этап Кубка Гагарина по полиолимпиаде, 2 место

4

5

Идрисова Илария

Гайфуллин Рамазан

Республиканский конкурс рисунков «Эколята на защите природы», участники

6

Шарипов Ильнар

 

Республиканский конкурс рисунков «Эколята на защите природы», участник

 

 

7

8

9

 

 

Ибрагимов Тимур

Шайгарданов Айнур

Латыпов Искандер

V Международный чемпионат по окружающему миру «Подсолнухи-5»

Диплом победителя

Сертификат участника

Сертификат участника

Работа с родителями

Родительская общественность нашей группы активно участвует в решении поставленных задач. В  202-2021 учебном году проведено 3 родительских собрания, в связи с пандемией они прошли в онлайн формате. На первом собрании рассмотрены такие темы «Цели и задачи нового учебного года», «Режим работы в условиях распространения короновирусной инфекции», «Организация самостоятельной деятельности воспитанников»; на втором- «Психологическая подготовка детей к обучению», «Участие детей в творческой деятельности», посещаемость, на третьем заседании подведены итоги учебного года и даны рекомендации по воспитанию детей. Самые активные родители были отмечены на выпускном мероприятии грамотами, это семья Гариповых, Ибрагимовых, Исламовых, Юскеевых и Шариповых.

Работа с детьми ОВЗ

В группе двое детей- Юскеева И., и Насыров Т. являются детьми с ограниченными возможностями здоровья и одновременно детьми-инвалидами.

  Мы понимаем, что получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

С детьми ОВЗ мы работали по следующим направлениям:

- развитие мелкой моторики;

- сенсорное развитие;

- развитие речи и коммуникации;

- развитие познавательной речи;

- формирование бытовых навыков.

Для таких детей в группе была разработана ИОП, составлен индивидуальный маршрут развития по всем 5 направлениям воспитательной среды.

По итогам работы наблюдается следующее:

1.  У Юскеевой И.- развитие познавательных интересов, повышение стойкого интереса к занятиям математикой и логикой, речь артистична, выразительна, богатый словарный запас. Необходимо уделять больше внимания на развитие усидчивости и мелкой моторики.

 2. У Насырова Т. явных изменений не наблюдалось: слабо развито мелкая моторика, задержка речи и речевых навыков, необходимо работать над развитием познавательных навыков, формированием основ самообслуживания. Родителям  даны рекомендации по дальнейшему воспитанию и развитию – занятия с дефектологом, неврологом, работа над общим развитием самостоятельности ребенка. Воспитательная работа с Насыровым Т. будет продолжена в следующем учебном году.

Таким образом:

1. Из 21 ребенка 11 выпускников- 2 девочки, 9 мальчиков. Из них высокий уровень развития по всем направлениям - 6, со средним- 5. На следующий учебный год остаются 10 детей. Мониторинг образовательного процесса показал, что из них средний уровень развития имеют 3, низкий- 5. 2 детей с задержкой развития речи;  и еще 2 детей в течение года детский сад вообще не посещали. Физически воспитанники развиты.

2. Средняя посещаемость составила 62%. Пропуски занятий в основном по болезни. Часто пропускали Ибрагимов Т., Идрисова И. (справки и объяснительные имеются)

3. Постоянные участники творческих конкурсов, в том числе онлайн: Гарипов Г., Юскеева И., Шарипов И., Фазлыев Д. Родителям даны рекомендации по развитию творческой активности и самостоятельной деятельности воспитанников.

Запланированное в течение года выполнено в полном объеме, программный материал по всем направлениям пройден.

17 апреля 2023 в 16:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.